Открытое образование

Почвы и развитие цивилизации

  • Начальный уровень
  • Наставник: Нет
  • Сертификат: Есть
  • Формат: Online
  • Рассрочка: Нет
  • Язык: Русский
  • Осталось мест: не ограничено
Записаться

Почвы и развитие цивилизации

Организатор курса: МГУ имени М.В.Ломоносова

Твой персональный наставник в карьере

Программа обучения
Тема 1. Введение. Почвы и религия.
  • Факультет почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова - одна из системообразующих площадок и центральных научно-образовательных центров страны по почвоведению. Научный вклад профессоров Московского университета Г.В. Добровольский и Л.О.
  • Карпачевский и др. в развитие междисциплинарного направления «Почвы и социум».Работа Научного Совета РАН по Культурному и Природному наследию России (Е.П. Челышев, Г.В. Добровольский, В.Н. Расторгуев).
  • Почва как объект поклонения, обожествления, объект религиозного мышления и действия. Религиозный подход к земле и возникновение земледелия, развитие цивилизаций, наук и ремесел. Почва как объект религиозно-научного мышления.
  • Монастыри и создание новых почв с культурным слоем. Почва – последнее убежище человека. Погребение как религиозный обряд, и почва, как атрибут религиозного действия. Похоронный обряд парсов как причина экологических проблем в Индии. Современная религия и природа.
Тема 2. Почвы, развитие цивилизаций и геополитика.
  • Плодородие почвы - движущая сила в развитии цивилизаций. Первые центры естественного земледелия и их связь с центрами видообразования. Почвы и войны. Периоды истории цивилизации по их отношению к природе и почве. Роль черноземов в развитии цивилизации и почему они осваивались не в первую очередь. Работа Переселенческого Управления в освоении земель Азиатских окраин России, и роль почвоведов в оценке почв для переселенцев. Функции почв в современном мире. Научная парадигма в почвоведении и почему современная цивилизация основала свою «штаб-квартиру» на почвах не высокого плодородия.
Тема 3. Почва и социальная структура общества.
  • Развитие земледелия и скотоводства в период неолитической революции как движущая сила формирования иерархических уровней общества и социальных отношений. Мелиорация почв – причина развития наук и ремесел. Земледелие – фактор миграции населения в России. Почва и социальный статус людей на примере Республики Адыгея и Владимирской области: уровень дохода, образ жизни, профессиональная деятельность, уровень образования, культурно-досуговая деятельность, преступность, заболеваемость, рождаемость, смертность и др.
Тема 4. Почва и здоровье человека.
  • Общественное здоровье. Индекс общественного здоровья. Роль природного фактора в формировании общественного здоровья. Эндогенная активность Земли и здоровье человека. Санитарно-экологические особенности почв. Биологический, литогенный и климатические факторы риска общественного здоровья. Биоразнообразие почв, инфекции в почвах. Потенциал самоочищения ландшафтов и почв. Способность почв к самоочищению. Каталитическая активность (ферментативная и абиотическая) и детоксикация почвы. Роль почвы в инактивации прионной инфекции. Экологические риски. Экспериментальная и экспертная оценка риска. Свойства почвы и заболеваемость населения (ОРЗ, общие инфекционные заболевания, ОКИ, туберкулез, ветрянка, сальмонеллез, чесотка, психоневрологические заболевания от психотропных и наркотических веществ и др.). Тяжелые металлы в почвах и заболеваемость населения. Санитарные функции почвы. Медицинская география, медицинская геология.
  • Медицинское почвоведение – новое научное направление в почвоведении. Почва, как накопитель загрязняющих веществ: ТМ, пестициды, нитраты, ПАУ и др. Почва, как экологический риск здоровью человека или гарант экологической безопасности. Пути и механизмы воздействия почвы на здоровье.
Тема 5. Молекулярное почвоведение и концепция матричной организации почвы.
  • Молекулярное почвоведение. Аналогии молекулярных процессов в организме, почве и в горной породе. Матричная организация почвы как природная модель универсального механизма организации материи. Матрица в разных областях знаний. Матрица в почве – оценка размеров, химической активности и ее функционирования. Почвенные нанореакторы и наноконструкции – мифы или реальность? Компартментация в почве и почвенные компартменты. «Мосты» между миром микро- и макрочастиц в химии, минералах и в почве.
Тема 6. Роль матричных свойств горной породы в развитии биосферы и в образовании почв.
  • Характеристика горных пород. Матричные свойства минералов. Почвы и осадочные породы. Почвообразующая порода и ее запреты на формирование свойств почвы. Осадочные породы и первые следы жизни на Земле. Теории происхождения жизни (панспермия, первичный бульон, химическая эволюция, мир РНК). Характеристики живого вещества на разных уровнях структурной организации. Организованные элементы, гиперциклы, РНК-мир. Абиогенная теория происхождения жизни (катализаторы, газогидраты, гиперциклы). Роль минеральной наноматрицы в сборке нуклеиновых кислот. Синтез рибонуклеидов абиогенным путем. Каталитические функции
  • горной породы в образовании жизни и почвы. Горная порода как регулятор почвообразовательных процессов. Минеральные матрицы почвы и почвообразующей породы. Почвенный ноль-момент.
Тема 7. Город и биосфера. Почвы мегаполисов.
  • Городские экосистемы. Отличия городских почв от естественных (фоновых) по свойствам и по содержанию поллютантов. Проблемы засоления городских почв. Методологические подходы в оценке экологического состояния и загрязнения городских почв. Почва как индикатор источника загрязнения на урбанизированных территориях. Агрофермы в городах – реальность или миф? Экосистемные услуги городских почв. Функции растительности в городе. Зеленые насаждения как индикатор физического и психического здоровья человека. Криминогенность в городах и их связь с зелеными пространствами. Экологические и социальные риски в городских экосистемах.
Тема 8. Плодородие почв и тема урожая в искусстве.
  • Роль почвы в формировании социокультурных особенностей развития цивилизаций: религии, городов, понятия собственности и др.. Изобразительное искусство как отражение эмоций, духа и достижений цивилизации. Благодатная сила земли, золотой дух зерна и тема урожая (яблоко, пшеница, картофель, капуста, огурцы) в живописи как передача эмоционального и духовного состояния художников. Урожай - божественный дар человеку.. Ассоциация огурца с мощным источником жизни: вода и семена. Многозначность символики огурца в живописи. Оценка вклада почвенного плодородия, благодатной силы земли, в развитие изобразительного искусства. В лекции использованы работы художников: Питер Брейгель старший и младший, Г.Г. Мясоедов, Жан-Оноре Фрагонар, Франс Снейдерс, Иоахим Бейкелар, Орест Кипренский, Винсент Ван Гог,
  • Карло Кривелли, Козимо Тур, Джованни Беллини, Алексей Венецианов, Аркадий Пластов, Иван Шишкин, Рене Магритт, Караваджо, Лукас Кранах, Владимир Боровиковский, Клод Моне, Густав Климт, Кузьма Петров-Водкин, Петр Кончаловский, Константин Коровин, Илья Репин, Альфред Сислей, Пьер Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Поль Гоген, Пабло Пикассо, Игорь Грабарь, Хаим Сутин, Александр Дейнека и другие.
  • Широкое освещение темы урожая в полотнах художников – свидетельство вечной тяги человека к живительной силе почвы. Круговорот энергии земли в материальной и духовной сфере общества как надежда на решение экологических проблем через искусство.
Тема 9. Почвоведение будущего. Связь почвоведения с фундаментальными науками.
  • Достижения фундаментальных наук в решении почвенных проблем. Теории физико-химической механики пористых тел (П.А. Ребиндер, Е.Д. Щукин, Л.Я. Марголис, Е.А. Амелина, В.И.Осипов) и их роль в расшифровке механизмов структуро- и агрегатообразования в почве. Каталитические свойства алюмосиликатов, оксидов и гидроксидов металлов в почве.
  • Современные экологические вызовы (климатические, эпидемические, загрязнение), и роль
  • почвы в стабилизации продовольственных проблем. Городское фермерство – «За» и «Против». Создание искусственных почв и конструкций. Экосистемные услуги. Почвы в космических исследованиях. Теория народонаселения. Проблема ограничения земельных ресурсов. Факторы, лимитирующие развитие земледелия. Анализ возможных траекторий развития человечества в условиях роста численности населения и исчерпания природных ресурсов. Доклад «Пределы роста» Д. Медоуза и др. 1972 года, и как жить человечеству в фазу упадка, а не роста.
Знания и навыки, которые приобретете
  • Основами знаний о почве для понимания и анализа ее роли в жизни человека и общества 
  • Практическими навыками работы с научными и методическими материалами экологической и социальной направленности для решения научно-исследовательских работ 
  • Системным подходом и экологическим мировоззрением, способствующим социальной интеграции. 

Построй план своего карьерного развития