Открытое образование
Оптическая наука и визуальные искусства: Новое время и современность
- Сертификат: Нет
- Формат: Online
- Язык: Русский
- Осталось мест: не ограничено
Оптическая наука и визуальные искусства: Новое время и современность
Научно-популярный онлайн-курс «Оптическая наука и визуальные искусства: Новое время и современность» — это четвертая, заключительная часть цикла лекций и бесед, посвященного взаимовлиянию и взаимопроникновению научных идей и достижений искусства, развивающихся оптических технологий и их применения в искусстве.
В оптике и искусстве за последние три века произошло так много, что вместить все в один курс просто невозможно, но мы постарались мазками обозначить самые важные вехи и точки пересечения триумвирата Науки, Искусств и Технологий.
Вы познакомитесь с физикой и, в частности, с оптикой, в современном их понимании, узнаете, о чем Гёте заочно спорил с Ньютоном, какой вклад в науку внес М. В. Ломоносов, как наука пришла к верному выводу о корпускулярно-волновом дуализме света, как появление фотографии повлияло на искусство, как работает кино и какой след Сальвадор Дали оставил не только в искусстве, но и в науке.
Если вы интересуетесь наукой и искусством и задаетесь философскими вопросами об их взаимосвязи, то в этом курсе вы обязательно обнаружите подсказки, чтобы найти на них ответы.
Приглашаем вас поразмышлять об истории развития науки, искусства и технологий вместе с автором курса — научным руководителем Музея оптики, доктором технических наук Сергеем Константиновичем Стафеевым, а также с гостями курса:
-
заведующим лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов ОНРиК Государственного Эрмитажа Игорем Карловичем Малкиелем,
-
кандидатом технических наук, заведующей научно-технической лабораторией автоматизированного проектирования оптико-информационных и энергосберегающих систем ИТМО Ириной Леонидовной Лифшиц.
Курс состоит из 3 модулей.
Из первого модуля вы узнаете, как появилась знаменитая, уже ставшая поп-символом призма, которая раскладывает свет на спектр. Конечно, речь пойдет о сэре Исааке Ньютоне. Но не только о нем: в этом модуле вам предстоит вспомнить и о достижениях российской науки, в частности о человеке, который буквально создал российскую науку, — о Михаиле Васильевиче Ломоносове.
Во втором модуле мы расскажем, о чем спорили Гёте и Ньютон, а также вспомним еще один знаменитый спор — спор о природе света. Что же это: волна или частица? А затем поговорим о зарождении двух новых феноменов в искусстве: фотографии и кино. Как они возникли и к каким сдвигам в массовом сознании привели?
В заключительном модуле — как для курса, так и для всего цикла — мы обсудим самые современные достижения оптической науки: лазеры и светодиоды, 3D, голографию и ее роли в развитии философии науки. Вы узнаете о цветовой палитре работ Энди Уорхола и где черпал вдохновение великий Сальвадор Дали, создавая свои голографические работы. Еще одной темой заключительного урока станет изучение и реставрация произведений искусств с помощью достижений оптики.
Модуль 1. Свет и цвет в эпоху Просвещения
Урок 1. Оптика сэра Исаака Ньютона
・Ньютон и его «Оптика». Корпускулы или волны?
・Цветовые системы от Ньютона до Юнга
・Дисперсия света и проблема хроматизма
Урок 2. Просвещение и борьба за образы
・«Обрамляющее чудо» XVIII века
・«Махины для создания перспектив»
Урок 3. Михаил Ломоносов: «Науки юношей питают»
・О пользе стекла
・Практическая оптика Михаила Ломоносова
・Прыжок во времени: сколько же цветов в радуге?
Модуль 2. XIX век: новая оптика и новые искусства
Урок 4. Триумф волновой теории
・Гёте против Ньютона
・Волны и спектры
・И снова о цветоощущении
・Рудольф Арнхейм: психология цветовосприятия
Урок 5. Фотография vs Живопись
・Синтез оптики и фотохимии
・Между технологией и искусством
・Приближаясь к виртуальной реальности
Урок 6. Кинематограф: синтез оптики и механики
・Предтечи синематографа
・Рождение Великого немого
・В главной роли — Петербург
・Цвет в современном кинематографе
Модуль 3. От оптики к фотонике
Урок 7. Новые источники света. Цвета и спектры
・Лазеры и светодиоды
・Свет для музея: естественный и искусственный
・Цвет в кинематографе
・От фотолитографии к палитре Энди Уорхола
Урок 8. Время визуализации: художественной и когнитивной
・Лазеры для записи, светодиоды для восстановления
・Рождение оптоклонов
・Принципы цифровой голографии
Урок 9. Системы 3D визуализации
・Стереодисплеи и псевдо-голография
・Системы дополненной реальности
・От царапин на металле до синусоид на стекле
・Проявляя световые следы
Урок 10. Оптические технологии на службе искусства
・«Между холодными водами искусства и теплыми водами науки»
・Оптика для искусства: мультиспектры и пигменты
・Фотоника для искусства: лазеры и элементный анализ
・Вместо заключения. Невыдуманные параллели
Беседа С. К. Стафеева и И. К. Малкиеля «Оптика на службе реставрации»
Беседа С. К. Стафеева с И. Л. Лифшиц «Изображающая оптика вчера и сегодня»