Открытое образование

Оптическая наука и визуальные искусства: От Античности до XVII века. Часть 2

  • Сертификат: Нет
  • Формат: Online
  • Язык: Русский
  • Осталось мест: не ограничено
Записаться

Оптическая наука и визуальные искусства: От Античности до XVII века. Часть 2

Программа от СПбГУ

Концепция курса строится на сравнительной характеристике трех видов интеллектуальной деятельности человека — Наук, Искусств и Технологий. В видеолекциях в хронологическом порядке рассматриваются достижения в области естественнонаучной мысли эпохи Ренессанса и эпохи Просвещения. Слушатели познакомятся со взглядами на природу цвета, света и зрения корифеев Возрождения: Франсуа Агвилони, Филиппо Брунеллески и, конечно, Леонардо да Винчи, которому в курсе посвящен отдельный урок. Также слушатели познакомятся с «магом из Неаполя» Джамбаттистой делла Порта, смогут проследить процесс передачи революционных научных идей эпохи Просвещения от Иоганна Кеплера, Галилео Галилея к их последователям и эволюцию их идей в текстах более поздних авторов. Слушатели ознакомятся с содержанием важнейших трактатов по оптике тех эпох, узнают, что такое «перспектива» в понимании авторов XV–XII вв. и в чем заключался принцип работы главных оптических инструментов того времени — камеры-обскуры и «волшебного фонаря», а кроме того — поймут, как только зарождающаяся в то время наука оказала влияние и отразилась на полотнах художников.


Модуль 1. Науки и искусства Ренессанса
Урок 1. Горизонты Возрождения
Характеристика эпохи. На грани науки и искусства
Гуманизм и Реформация. Человек в изменяющемся мире
Образование и наука: университеты VS академии
Урок 2. Ренессансная Перспектива
Рождение художественной Перспективы
Линейная перспектива глазами классиков
Перспектива и Обскура. Метод Брунеллески
Урок 3. Оптика Леонардо да Винчи
Хронология оптических исследований
Три перспективы и светотень
Эксперименты. Глаз и зрение. Камера-обскура
Оптические инструменты Леонардо
Модуль 2. На пути к оптической революции
Урок 4. Трансформация Перспективы
Вклад Альбрехта Дюрера
Практические Перспективы XVI века
«Оптикорум» Франсуа Агвилони
Урок 5.  Первые оптические трактаты
Photismi — «Просвещение о свете и тени»
Diaphaneon — «О преломлении»
Столбовая дорога или тупиковый путь?
Урок 6. Джамбаттиста делла Порта: шоумен или ученый?
Маг из Неаполя
Чудеса «Натуральной магии»
«Висящие» образы
Модификация обскуры
De Refractione. Reassessment
Оптика атмосферы и другие «колебания света»
Модуль 3.  Фундамент научной революции
Урок 7. Век рационализма
Характеристика эпохи. Наука XVII века
Характеристика эпохи. Искусство XVII века
Перспективные анаморфозы
Калейдоскопы и зеркальные анаморфозы
Урок 8. Линзы и зеркала
Рождение телескопа. Оптика Галилея и Кеплера
«Иезуитская» оптика
Рождение микроскопа
Урок 9. Светоносный эфир и цветовая палитра
Свойства эфира и скорость света
Дисперсия света и цвета радуги
Гармония света, цвета и звука
Пигменты и палитры
Модуль 4. Волшебная сила искусства
Урок 10. Рождение оптических медиа
Расцвет оптической магии
На сцену выходит Laterna Magica
«Универсальная машина» XVII века
Урок 11. Оптика и живопись. Секреты старых картин
Дэвид Хокни и камера-обскура
Гипотеза: аргументы живописные
Гипотеза: аргументы оптические
В центре — Делфт, вокруг — жаркие споры
Art & Optics. Заключительный аккорд

Беседа С. К. Стафеева с И. С. Дмитриевым о роли коперниканской революции в развитии научного знания

Карьерная траектория на основе данных